Skip to main content

Конфуций

Поделиться
Конфуций
Конфуций

Конфуций (по-китайски Кун-цзы) ( 551 — 479 гг. до н.э.) – великий мыслитель и философ Китая.

Родом знатного рода, который позже обеднел. Основную часть жизни провел в царстве Лy (Восточный Китай, провинция Шаньдун).

В молодые годы занимал чиновничьи посты, а потом учредил первую частную школу Китая.   Самые известные мысли и взгляды Конфуция были приведены в знаменитом трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая является записью его цитат, афоризмов и бесед с учениками и последователями.

Одним из самых важных понятий в жизни Конфуций считает жэнь («гуманность»). Которая состоит из совокупности этики и взаимоотношений между людьми и основывается на почтительности,  уважении к предкам, старшим по возрасту, преданности государю, государству и делу.

В изречениях Конфуция ясно просматривается аристократический вектор его учения. Он без тени сомнений ставил напротив друг друга цзюнь цзы («благородных мужей») и простолюдин —сяожэнь («маленьких людей»). Ибо первые должны направлять вторых и быть для них примером.

Конфуцианство стало государственным учением после 136 г до н.э., а сам Кун-Цзы был объявлен «учителем 10 тысяч поколений». Его культ поддерживался до 1911 г, то есть до самого начала Синь-хайской революции.


Афоризмы и цитаты Конфуция

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.

 

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

 

То, к чему стремится высший человек, находится в нем самом, а то, что ищет низший, — в других.

 

 

Когда малый человек смел, но несправедлив, он становится разбойником.

 

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

 

Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.

 

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком.

 

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

 

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

 

Благородный муж думает о Пути, а не о еде.

 

Когда пашут, за этим стоит страх голода.

 

Когда учатся, за этим стоит стремление к жалованью.

 

Благородный муж заботится о Пути и не заботится о бедности.

 

Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него — не звучит. (Это интерпретируется как отказ говорить о чем-либо до тех пор, пока правитель прямо об этом не спросит).

 

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

 

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивлять других.

 

Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.

 

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах, В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

 

Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь.

 

Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей.

 

Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь.

 

Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали.

 

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

 

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

 

Достойный человек не идет по следам других людей.

 

Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

 

Если на рассвете познаешь дао, то на закате солнца можно умереть.

 

Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?

 

Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость.

 

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

 

Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей.

 

Когда имущество сосредоточено в одних руках, народ рассеивается. Когда имущество распределяется, народ объединяется.

 

Когда ты видишь доброго человека, старайся превзойти его; когда видишь дурного — изучи свое сердце.

 

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

 

Не зная,что говорят люди, нельзя узнать людей.

 

Остерегайтесь делать то, о чем можете рано или поздно пожалеть.

 

Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?

 

Подлинная доброта вырастает из сердца человека.

 

Все люди родятся добрыми.

 

При разных принципах не найти общего языка.

 

Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.

 

Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти.

 

Совершенно мудрого человека я не видел.

 

Увидеть благородного мужа — этого достаточно.

 

Доброго человека я не видел.

 

Увидеть обладающего постоянством — этого достаточно.

 

Соотношение между правителем и народом таково: император — всадник, чиновники и законы -узда и вожжи, народ — лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно их правильно взнуздать, ровно держать вожжи и стимул, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних. При этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут.

 

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет причину в самом себе.

 

Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное.

 

Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить.

 

Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, недостоин того, чтобы с ним вести беседу.

 

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь — конченый человек.

 

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

 

Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое.

 

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

 

В 15 лет я направил свои помыслы на учение, в 30 лет — определился, в 40 — не сомневался, в 50 — познал Судьбу Неба, в 60 — обрел смирение, в 70, следуя тому, что желало мое сердце, — не преступал меры.

 

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. Почему же ты не покидаешь этой местности? — удивился мудрец. В других областях князья угнетают народ. Видите, — сказал тогда Конфуций ученикам, жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

 

«Существует ли бессмертие?» — спросили у Конфуция. «Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть? » — ответил он.

 

«Есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» — спросили у Конфуция. «Да, есть, — ответил он. — Это снисходительность».

 

Цзы-Гун спросил: «Если бы Вы не высказывались, то что бы ученики записали в связи с этим?» Конфуций ответил: «Разве Небо высказывается? Четыре времени года сменяются в связи с этим. Сто вещей живут в связи с этим. Разве Небо высказывается ? »

Рекомендуем также:

Поделитесь цитатами!
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    9
    Поделились
-->